Услышав совет обратиться к психологу, психотерапевту или психоаналитику, люди реагирует по-разному. Чаще всего возмущаются и оскорбляются до глубины души. Причин для такой реакции достаточно. Мало, кто готов признать, что у него есть проблемы, которые он не может решить самостоятельно. Мало, кто готов посвящать в свои личные передряги чужого человека. Мало, кто готов услышать правду о себе. Я была готова. Отчасти мною руководило любопытство: как и чем мне может помочь специалист -«мозгоправ».
Доктор-хохотун
Впервые я попала на прием к этому доктору еще в школьные годы, очутившись в одной из киевских детских больниц с загадочным и популярным сегодня диагнозом ВСД (вегето-сосудистая дистония). Психологией и психотерапией я в то время не увлекалась, смысла в сеансах особого не видела. Результатов тоже. Мужчина средних лет, он всегда пребывал в бодром расположении духа, много шутил, приводил интересные примеры из своей жизни. Сеансы смехотерапии не решили моих основных проблем, которые исчезли самостоятельно после излечения от соматического (телесного) недуга. К доктору-хохотуну обращалась еще несколько раз и в более зрелом возрасте. Его тактика оставалась неизменной. Он слушал мой рассказ, иногда давал ироничную ремарку, параллельно допечатывая отчет в компьютере. Сеанс длился минут 30-40, прерывался телефонными звонками и визитами его коллег с неотложными делами. Несколько раз он оканчивал наши встречи словами: «По-моему, ты – абсолютно психически и психологически здоровый человек, которому не хватает умного собеседника…или я - плохой врач». До сих пор не знаю точного ответа.
Итог. Основные проблемы решены не были. Некоторые из них, напротив, были усугублены неверными и сомнительными установками доктора-хохотуна. Помог справиться с периодически донимающей меня бессонницей.
Группа анонимных бездельников
Помните в «Бойцовском клубе» Паланника были различные психологические группы? Я не раз видела группы анонимных алкоголиков, наркоманов, клептоманов и т.д. В кино, конечно. И совет пойти на одну из таких встреч восприняла настороженно. И все же присущее мне любопытство одержало верх. Группу вели двое симпатичных и приветливых девушки-психолога, каждый сеанс отбиравшие новую «тему» для обсуждения. Помимо меня на занятия приходили трое девушек и один молодой человек. В группе я стала настоящей звездой, меня постоянно хвалили за то, что я без труда могу рассказать про то, что меня тревожит, или дать объективную оценку проблеме моего согруппника. Меня это забавляло, так как у меня никогда не было проблем с общением и открытым обсуждениями различных тем. А теперь о грустном: мне хватило трех занятий, чтобы понять, что группу посещают совершенно здоровые люди, не страдающие ни депрессией, ни неврозом, ни каким-либо другим нарушением психики. Они просто сидели и ныли, выдавливая из себя по капле несуществующие проблемы под бурные аплодисменты девушек-психологов и остальных участников.
Итог. Так и не выяснила на 100% - насколько важны и нужны такие группы. Убедилась в том, что люди любят выдумывать себе разного рода проблемы и бойко манипулировать родителями, мужьями/женами и другими родственниками, оплачивающими им недешевые групповые или индивидуальные занятия. Ответы на беспокоящие меня вопросы я не нашла.
Мать Тереза
К этому доктору меня направила кардиолог, компетентности которой я полностью доверяю. Психотерапевт сразу же встретила меня располагающей улыбкой, предложила перейти на «ты» и на протяжении наших встреч пыталась установить дружеские и доверительные отношения. Очень старательно отрабатывала общеизвестные комплексы по релаксации, освобождению от негативных эмоций, советовала нужную литературу, всегда угощала чаем и справлялась о самочувствии после временных перерывах в наших занятиях. Учитывая сравнительную дешевизну сеансов, старательность и благодушие этой женщины, язык не повернется ее в чем-то упрекнуть. Но нельзя не отметить ее явно пробивающуюся советскую законсервированность и желание настроить меня (!) на то, что главная миссия женщины – найти достойного спутника, рожать детей и счастливо кудахтать до старости. А ведь, как известно, психотерапевт, да психолог не должен навязывать «свою точку» зрения, а может лишь помогать пациенту - отыскать свою.
Итог. Часть «бытовых» проблем была решена. Часть так и осталась висеть в воздухе, потому что я прекратила занятия из-за навязчивости врача.
Оскар за бесполезность года
Попала случайно. Знакомые знакомых рекомендовали молодую девушку, недавно получившую красный диплом по специальности "Психология". Еле досидела до конца, честно сдерживая приступы сарказма. Исправно заучив схемы для малышей детсадовского возраста, леди предлагала мне нарисовать домик, выбрать геометрическую фигуру и рассказать про свой любимый цвет. На основе этих крайне значимых тестов, молодой специалист попыталась охарактеризовать тип моей личности, который мне и так известен. Психолог порекомендовала мне слушать диск «Звуки леса» перед сном и ходить к ней не меньше полугода (!), так как она будет и дальше тестировать мои: личность, характер, темперамент и что-то еще, уже и не вспомню. За сеансы игротерапии (я не путаю термины, а просто не нахожу иного слова для этой комедии) психолог запросила баснословную сумму. Союз больного и лекаря был разорван после первого же сеанса.
Итог. Пусто потраченное время. Подобными тестами забит интернет, а нагловатыми молодыми специалистами, желающими сорвать куш, но абсолютно не желающими мыслить чуть шире, нежели прописано в посредственных учебниках по психологии, кишит наша страна, к сожалению.
Полюби себя такой, какая ты есть…
В эту клинику я обратилась сама, так как меня изрядно вымучила одна проблема. Пребывая в зрелом возрасте и относительно здравом уме, я решила, что пора решать трудности, а не продолжать притворятся, что их не существует. Сказано – сделано! За меня «взялась» серьезная, красивая и уверенная доктор, занятия с которой напоминали мне уроки самой строгой учительницы из начальной школы. Домашние задания, конкретные вопросы и ответы, никакого сюсюканья и порой достаточно резкие замечания в мой адрес. Возможно, именно таким и должен быть настоящий доктор-психотерапевт. Никакого намека на дружбу, сострадание, четкость и резкость. Как хирург, только режущий душу (простите за сентиментальность и пафос). Но иногда этому доктору не хватало гибкости, необходимой для индивидуальной работы с каждым пациентом, приходящим для решения очень щепетильных проблем, а не за дозой раздражения, демонстрирующейся систематичным поглядыванием на часы и железным голосом.
Итог. Процесс разгребания мусора прошлого, мешающего нормально существовать, начался. Но решена лишь малая доля всех проблем (за достаточно длительный период сеансов). Все, что не удалось сделать доктору, списано на мое нежелание.
Одним словом, все дико, дико индивидуально. Врач, он как фитнес-тренер, - его нужно долго и вдумчиво подбирать под себя.
Комментарии