28 февраля 2014 в 16:02

Убить словом: что нельзя говорить депрессирующей подруге

Черт, это все-таки случилось. Твою подругу бросил бойфренд. Тот самый, на чью фамилию она уже отзывалась лучше, чем на собственную. Или, наоборот, она бросила бойфренда, а он вдруг перестал быть мудаком, похорошел, поумнел и разлюбил ее на глазах у всех друзей...

Фото: Jenni Holma Фото: Jenni Holma

Это вообще не важно – что именно произошло. Важно другое: она уже четвертый час размазывает по тарелке разбавленный слезами хумус и живенько напевает под нос похоронный марш. При этом вместо привычной пудреницы у нее в руках – оплеванная пепельница, а на голове – унылое подобие туалетного ершика. Где-то между седьмым и восьмым повторами трагической истории, подруга неожиданно поднимает на тебя преисполненный надеждой взгляд и вопрошает: «А ты как думаешь?».

Пауза. Сейчас именно тот момент, когда от тебя во многом зависит, как пройдет остаток ее вечера: на полу темной комнаты, где играет Любовь Успенская и пахнет валерианкой или же – в уютном кресле с «Любовь живет три года» в руках. Будь бдительна. И ни за что не произноси следующих фраз.

«Перестань страдать ерундой»

Фото: Jenni Holma Фото: Jenni Holma

Вот признайся, на какой ответ ты рассчитываешь? «Да, ок, спасибо, что посоветовала, с завтрашнего дня не страдаю»?

Вопрос «А ты как думаешь?» не стоило воспринимать буквально. Какой бы незначительной ни казалась тебе проблема подруги, поверь: в ее голове она грандиозна, как нападение японцев на Перл-Харбор. Ведь она, правда, считает, что бывший страшно ее любил, хотел четверых детей, мечтал о доме с белым лебедем на пруду, ну и все такое.

И сейчас ей плохо, потому что вся ее жизнь летит ко всем чертям: вместе с детьми, домом и этим долбаным лебедем, будь он не ладен.

«Тебе надо держаться ради мамы (детей, работы, Родины, статистики смертности в Европе...)»

Не стоит напоминать подруге, ради чего она живет. Устраивать импровизированное слайд-шоу, зачитывать Лермонтова и взывать к благоразумию. Неправильно пытаться объяснить другому человеку, в чем смысл его существования. Он и без тебя разберется.

Груз обязательств – последнее, о чем хочется думать в моменты отчаянья. Сейчас твоя задача –крепко обнимать, смотреть в глаза и обещать, что все непременно наладится. И чем убедительнее – тем лучше.

«Представь, скольким людям сейчас еще хуже, чем тебе».

Фото: Jenni Holma Фото: Jenni Holma

Не надо внушать подруге комплекс вины по поводу ее мучений. У боли не бывает степеней сравнения. Обесценивать чужие страдания – занятие, конечно, крайне увлекательное, но как минимум не гуманное.

Да, в мире полно смертельно больных, овдовевших, нищих, обездоленных, брошенных, униженных, искалеченных. И вспоминать о них всякий раз, когда тебе нужно оправдать свои неприятности и слегка утешиться – верх цинизма.

Ты не можешь избавить подругу от боли одним словом, жестом или удачной шуткой. Но ты действительно можешь просто быть рядом. И это очень важно, космически.

Комментарии

Показать комментарии Скрыть комментарии