Как бы нам не надоедали воспоминания наших бабушек о лучших временах их молодости, но позавидовать там есть чему. Как минимум, они знать не знали о диетах, глютене, фитпараде, подсчете калорий и разгрузочных днях на кефире и грейпфрутах.
Наша же жизнь полна ограничений, словосочетаний с «нельзя», «только до …», «без …», «кроме …», «не более…». Мы живем по правилам лозунгов, не задумываясь даже, почему. Все говорят, что так надо – значит, так надо. Да?
Я жила беззаботной, веселой и интересной жизнью, пока в нее каким-то непонятным образом не зашла диета и не начала руководить моим мозгом. Начиная с известной всем диеты Дюкана , кленового сиропа, кефира с гречкой и заканчивая программами различных диетологов, разгрузочными днями, голоданием и детоксами – в один миг моя жизнь начала крутиться вокруг еды.
Так, я четко поняла, что сахар – зло, углеводы – только до обеда и только сложные, белкам нужно поклоняться и боготворить, а с жирами вообще не понятно – их сначала запретили, а потом снова разрешили и даже назвали незаменимыми.
Почему же пришлось так сильно невзлюбить сахар? Начнем с того, что все адепты ЗОЖа и ПП смотрели фильм «Сахар» и клянутся, что именно после его просмотра выбросили все продукты с сахаром из дома и перестали его есть вообще. Ведь именно сахар разрушает зубы, способствует накоплению жира, появлению целлюлита, да и вообще, частое употребление сахара может привести к развитию диабета второго типа и чуть ли не к бесплодию.
Несколько лет назад я занималась выпечкой: пекла и продавала чизкейки, кексы и печенье. Все было вкусно и, конечно, с сахаром. Я участвовала во всевозможных ярмарках и фестивалях, где мой нашумевший кекс раскупали участники фестиваля еще до официального открытия, а малиновый чизкейк порой заменял подарки на Дни рождения друзей по их же просьбе.
Все бы ничего, но мне категорически нельзя было есть свою же выпечку из-за того самого сахара. На тот момент один известный диетолог поставила мне страшный диагноз – инсулинорезистентность (невозможность глюкозы проникать в кровь), что со временем приводит в ожирению и диабету второго типа. При этом диагнозе прописывают низкоуглеводную диету и ограничивают употребление не только сладкого, но и фруктов и даже овощей, содержащих большое количество сахара (например, мои любимые бананы есть нельзя).
Мне 24 года и вроде бы жизнь только начинается, а оказалось, что она уже закончилась вместе с этим страшным диагнозом.
Тем не менее, мы прекрасно знаем, как действуют запреты на наш мозг. Ведь запретный плод слаще всего. Поэтому по вечерам и наедине с собой я доедала остатки своей выпечки, а также покупное печенье и шоколад плитками. И понятное дело, что после корила и ругала себе за съеденное. Днем я была примерной девочкой, которая ела «правильную» еду по часам, пила воду за полчаса до приема пищи и никогда не запивала. По ночам я сметала все сладости на своем пути.
Время шло, а мой вес стремительно увеличивался. Диетолог разводила руками, а я с невинным взглядом говорила, что иногда нарушала и срывалась на сладкое, но «немножко же». Я вела дневник питания, но точную порцию срывов не писала никогда.
Сахар живет во всем. А больше и быстрее всего усваивается из жидкости. Поэтому никакого сахара в чай, никаких соков, лимонадов, капучино. Про коктейли и алкоголь вообще забудь.
Ну и про молочный сахар и то, что молоко в соединении с кофе не усваивается вы же тоже слышали, правда?
Тогда я постоянно задавала себе одни и те же вопросы: «Почему вся эта еда существует, если ее есть нельзя никому в принципе? Для кого она?» и «Как эти худые девочки за соседними столами в ресторане могут есть десерты и пиццу?». Ответов я не находила. Но и мириться с такими постоянными ограничениями мне не хотелось.
Где-то глубоко в душе я верила, что существует какой-то другой мир без миллиона ограничений, но эта вера с каждым днем становилась все меньше, а перспектива диабета все больше маячила перед моим взором.
Я честно пыталась полюбить черный шоколад в те счастливые дни, когда мне позволялось съесть два-три квадратика. Я даже научилась готовить печенье со стевией, но она все равно горчила. А черный шоколад оставался все тем же горьким и не заменял мою любимую молочную Милку.
К сожалению, все эксперименты с едой и ограничения привели меня к точке невозврата. Еда перестала приносить удовольствие и стала безвкусной (конечно, я же ела плюс-минус одно и то же). Взвешивание стало для меня огромным стрессом. Дни рождения и другие застолья я старалась максимально избегать или по возможности ходила со своими судочками, говорила, что поела дома, и с обвинением смотрела на жующих жареные куриные ноги, картошку пюре, салаты с майонезом и торты с пирожными.
В какой-то период я поняла, что больше ограничивать себя не могу и не хочу, но что можно есть – не знаю, и согласилась на очередной трехмесячный челлендж по похудению, в котором можно было съедать в обед кусок хлеба или хлебца и были дни чит-милов (когда один прием пищи можно заменить любимым блюдом). Первые пару недель я все еще продолжала уточнять у диетолога, точно ли можно есть хлеб, а потом начала есть по одному хлебцу в обед и каким-то образом даже худела.
За три месяца мне удалось похудеть на 10 кг, еще раз возненавидеть сахар, но не перестать на нем срываться. Стать счастливой мне не удалось. Помню финальную фотосессию и свой пост с результатом, который набрал много восторженных комментариев и около трехсот лайков. Но я себя при этом чувствовала ужасно. Потому что опять эти ограничения, везде сахар-сахар и совсем не понятно, что можно есть, а что – нельзя.
Прошло пару месяцев. +10 кг, снова здрасьте! О, и еще парочка! В голове бушевал Армагеддон, а мысли и вопросы о еде и к еде увеличивались, не давали мне спокойно жить и наслаждаться происходящим. К апатии в выборе еды добавилось еще плохое настроение, депрессия, нежелание фотографироваться, и вообще куда-либо ходить, потому что «я толстая и все это видят!» и «мне же нельзя сахар». Ну и нет ничего страшнее для девочки, когда ты перестала помещаться в любимое платье.
Короче, жизнь – боль, но все же зиму я пережила и пришла, наконец, весна. И тут я вижу очередного диетолога, проповедующего чуть ли не вседозволенность и внимание: САХАР! Думаю, что очередной развод и так быть не может. Но я прошла уже почти все и авантюра – мое второе имя. Шучу, конечно, но попытка – не пытка. Иду я к этому диетологу со всей своей историей и опытом в несколько лет и томным взглядом смотрю на нее, мол, «что ты мне еще расскажешь? чем удивишь?».
Непривычно, но она сказала, что есть можно все. Даже аргументировала свои мысли с точки зрения анатомии и научных исследований. Я тоже почитала исследования, в которых, кстати, написано, что углеводы можно есть не только после 12, но и целый день и вообще независимо от времени суток. Только как это я раньше не докапывалась до сути, а верила простым словам без подтвержденных доказательств?
Наше тело достаточно умное и ни в коем случае нельзя игнорировать его сигналы. Организм точно не стремится к разрушению себя. Самое, казалось бы, простое – это слушать свое тело. Но, к сожалению, многие из нас в потоке постоянной информации и советов перестали вообще слышать себя.
Главный совет, который дала мне диетолог – это услышать себя, задавать себе вопросы и реагировать на истинные желания организма. Поэтому, когда мне кажется, что я хочу торт, мороженое или картошку фри, я задаю себе вопросы: «Я действительно этого хочу? Или, возможно, я хочу заесть тревогу и грусть? Я хочу именно еды?». И если мой мозг отвечает утвердительно, я ем. Но! Я не глотаю огромные количества еды, а наслаждаюсь каждым кусочком и ощущаю, когда наедаюсь. Пусть в первое время это очень сложно и непривычно, но через несколько месяцев это входит в привычку и не приходиться гадать долго, чего я хочу.
Сахар является одним из наших основных источников энергии – в организме он разлагается на гликоген. Мы удерживаем около 350 г мышечного гликогена, 90 г в печени и около 5 г, циркулирующих в нашей крови. Мы пополняем его, когда едим. Преимущественно из углеводов (а не только сахаров), поэтому зерно, картофель, овощи, макаронные изделия и рис среди других источников помогают обеспечивать хорошее состояние организма. Сахар сейчас просто классифицируется как углевод, но мы перестали упоминать его в качестве источника силы, полностью игнорируя его, как способ производства энергии. Мы говорим только о его вреде, забывая о пользе.
Американский нутрициолог Ронда Александр так аргументирует процессы в организме человека при отсутствии достаточного количества сахара: «Когда в наших клетках недостаточно глюкозы для выполнения своей работы, они находят альтернативные способы, чтобы получить свою энергию, особенно через липолиз (распад жира) и глюконеогенез (создание нового сахара из нашей собственной ткани тела).
Эти процессы требуют высвобождения адреналина и кортизола – наших «бей или беги» гормональных реакций. Вот почему у многих людей есть ощущения ясности, легкой потери веса и безграничной энергии при обращении к низкоуглеводной или диете без сахара. Их тела процветают от адреналина и кортизола. И хотя эти положительные эффекты могут длиться много месяцев или дольше, в конечном итоге организм не предназначен для того, чтобы жить только на гормонах стресса».
Так вот о сахаре. Жизнь наладилась, приобрела краски, а еда стала вкусной и начала приносить удовольствие, когда я позволила себе есть все. Да, да, вам не послышалось. На первых порах я думала, что сейчас вот разрешу себе все и съем сразу плитку шоколада, а то и две. Но почему-то так не происходило.
Я всегда считала себя жуткой сладкоежкой, которая никогда бы не отказалась от сладкого. Но сейчас я перестала удивляться в моменты, когда мне не хочется десерта или я не покупаю себе шоколадку или свой любимый немецкий марципан. Мне можно – но не хочется. А не хочется именно потому, что можно.
Сладкое я не перестала есть, а начала. Только осознанно, меньше и забывая, когда в последний раз его ела. Так что все эти «30 дней без сладкого» вообще меня не цепляют, но всегда хочется спросить участников: а зачем? Ведь сахар, на самом деле, нужен организму для нормального функционирования и здоровья, а тем более, девочкам. Вся суть не в этом страшном слове, а в количестве и отношении к еде как таковой.
Сразу скажу, что с инсулином и глюкозой у меня все отлично. На днях как раз сдавала кровь. А вес, хоть и не так важен, но те 10 кг почти ушли. Без ограничений, со вкусной едой и даже сахаром.
Теперь прошу официантов принести сахар, заказываю лимонады с сиропом и у меня нет ни отеков, ни лишнего веса, ни чувства вины.
Всем сахар!
Комментарии