А ведь именно ей сейчас жизненно необходимо все это многообразие чувств: забота, утроенное внимание, сочувствие и нежность. Недельному ребенку нужно куда меньше – чистая пеленка, полная грудь, спокойная мама. Вывод прозрачен: переживаете о малыше – помогите маме.
Дайте ей выговориться. Когда молодая мама пытается рассказать о трудном опыте родов, не надо перебивать ее «умиротворяющей» фразой: «Ну, главное, что все хорошо закончилось». Она не пытается выяснить у вас ответ на фундаментальный философский вопрос, что на свете – главное. Она хочет поделиться пережитым. Тем самым позволив этому опыту быть, не отравляя ей дальнейшую жизнь. Поверьте, она сама еще не вполне поняла, что не умерла, не спятила, не переродилась в лохматого кинг-конга. А всего лишь стала мамой.
Бросьте неумело отвлекать ее от трудных мыслей потешными рассказами, как вы недавно приобрели мешок картошки бела роса, без ростков, морщин и по отличной цене. Прекратите судорожно копаться в голове в поисках знакомых, с которыми случались похожие роды/дети/проблемы. И потом, не найдя таких людей, вольготно называть «знакомыми» героев голливудских фильмов. Просто послушайте с интересом, этого достаточно.
Помогайте по дому. «Давай я покупаю ребенка, пока ты варишь суп!» – для молодой мамы это звучит, как предложение переспать с ее мужем во имя экономии времени. Некорректно сейчас посягать на малыша, даже из самых добрых намерений. Женщина носила его девять месяцев, страстно ждала, рожала в немыслимых муках. Она до искр из глаз ревнует своего ребенка. Она все еще крепко соединена с ним пуповиной. Просто теперь – невидимой.
Побудьте в стороне. Возьмите на себя важные, хоть и неприметные занятия: купите ей гиппоаллергенных продуктов, сходите в аптеку, отнесите справку в поликлинику, заплатите за интернет, приготовьте галетное печенье. Дайте ей в эти дни не делать все, что только можно не делать. Освоиться в своей новой должности – генеральной мамы, у которой нет ни личного кабинета, ни зарплаты, ни отпусков, ни задорных корпоративов в дельфинарии. А есть список обязанностей на сто страниц и самый прекрасный, любимый и требовательный начальник на земле.
Не навязывайте свое мнение. Решительно уберите из лексикона назидательные обороты, вроде «Все люди так делают» и «Так положено». Любые советы начинающим мамам годны лишь, когда их просят, стоя на коленях. Давать их имеет смысл лишь со строгой ссылкой на источник, который можно проверить за три клика в гугле.
Нет никаких «всех». Нет «считается» , «положено», «говорят». Нет «нормальных людей», ни одного. Соблюдайте информационную гигиену. Вы же не лезите грязными руками к ребенку. Вот с фактами – тот же подход. Комаровский лучше, чем Лариса Марковна с бывшего почтампа. Рекомендации ВОЗ убедительнее колонки в газете «Секреты долголетия».
Не помогайте насильно. Если мама говорит, что пол мыть не надо, не надо мыть пол. Если маме удобно «и так», не надо настойчиво подсовывать подушки ей под спину. Не стоит закрывать окно, если холодно только вам. Минимум суеты, гудящих бытовых приборов, споров и перестановок – сейчас это бесконечно важно.
Делайте комплименты ее телу. Роды – не операция по смене пола. Женщина остается женщиной. У нее есть ноги, попа, грудь, глаза, в конце концов. Она пока еще не знает, что будет любить свое новое, может быть не такое совершенное, как раньше, тело, куда сильнее, чем «дородовое». Она в шоке. И сейчас нуждается в адекватных комплиментах больше, нежели когда бы то ни было.
Не говорите плохо о врачах, принимавших роды. Для большинства женщин ее акушер-гинеколог – святой человек, которому она всегда будет благодарна. Если вы не присутвовали на родах, не растирали ей поясницу, не фиксировали щиколотки, пока анестезиолог пытался поставить ей эпидуралку, не стелили пеленку на фитбол, не говорили, что скоро все кончится и она молодец – если вы не делали всего этого, вы не имеете права давать оценок.
Когда новоиспеченная мама ругает врачей на чем свет стоит, не поддавайтесь соблазну критиковать их в ответ. Все, кто участвовал в родах навсегда стали частью вселенски важного для женщины обряда инициации. Эти люди теперь – почти что ее крестные родители, первая учительница или Майкл Джексон. Она может ругать их, но не вы. Потому что если плохие они, то плохие все, плохая она сама.
Не высмеивайте ее страхи. Да, у человека взрослого, умного, трезвого и давно не рожавшего фантазии молодой мамы вызывают удивленную усмешку. Сломать ножку о бортик кроватки? Поперхнуться пылинкой? Подхватить тропическую инфекцию по дороге в парк? Милая, уймись, отключи интернет, попей валерьянки.
Не надо, не надо, не надо так говорить. Женщина могла потерять до этого три беременности, вы просто не знаете. Могла десять лет лечиться от бесплодия неясного генеза и каждый месяц полоскать слезами унитаз в приступах яростного отчаянья. Могла девять месяцев колоть в живот лошадиные дозы фраксипарина, потому что врач сказал, что у нее густая кровь и в любой момент все может закончится. Вы не знаете, вы не видели, вам не рассказали.
Даже без наличия сложных причин, тревожность мамы грудничка – абсолютно адекватное, горморально обусловленное явление. Это биология. И это пройдет.
Не требуйте от нее самозабвения. Может, вы и считаете, что за гладко выбритые ноги, личные деньги и регулярный секс маму-новичка стоило бы лишить родительских прав. Оставьте эту прогрессивную идею при себе, пожалуйста. Материнство – не колония строгого режима. Здесь можно все: учиться и работать, путешествовать и ходить в театр, влюбляться, ужинать в кафе, делать татуировки и танцевать польку. Вопрос выбора женщины.
Не заставляйте маму защищаться от вас фразой «Я люблю своего ребенка». Она любит, даже если вам кажется, что своих вы любили лучше, правильней и качественнее.
Не ждите от нее восторгов. Счастливые люди редко выглядят счастливыми, на самом-то деле. Обычно у них вот такие уставшие, ненакрашенные глаза, разряженный телефон, вибрирующий где-то под завалами подгузников, розовый ожог от пролитого чая на запястье... А главное, у счастливых людей, как правило, доброе и умное окружение. Станьте таким для любимой молодой мамы, она оценит.
Вика Мальцева
Комментарии