22 ноября 2013 в 14:18

Народное творчество: украинское искусство изнутри

Наш колумнист Кристина Мятная решила устроиться на творческую работу и честно рассказала, что у нее из этого вышло.

В то время как вступление в ЕС и дальнейшая судьба Украины волнует даже детей дошкольного возраста, меня гложет иная проблема. Вернее не проблема, а так, сущая мелочь – поиск работы. Безработица уже давно никого не удивляет. Люди отмахиваются, им некогда думать об этом. Милевский машину разбил, в парламенте драка, а британские ученые доказали влияние погоды на потенцию. Но игнорирование проблемы, к сожалению, не всегда помогает решить ее.

Пока наше правительство неустанно решает эту задачу, хочу поделиться не просто опытом молодого бойца, а мнением девушки, которая, как и многие другие, вооруженная двумя ламинированными корочками, подтверждающими интеллект, и верой в добро, оказалась на пороге пресловутого «взрослого» мира. Нет, не беспокойтесь, я не буду писать про рабство в Турции, домогательства шефа и отборы по принципу « размер бюста». Все гораздо прозаичнее. Я искала творческую работу.

Как показывает статистика, при устройстве на работу диплом помогает мало. Пора смириться с тем, что 99% работодателей глубоко плевать на то, что ты была ответственной старостой, а все экзамены сдавала с первого раза и под бурные аплодисменты преподавателей. Если тебе все же посчастливилось, и ты нашла работу по специальности, привлекла знаниями и навыками, и твоей зарплаты хватает на пару туфель из прошлой коллекции – можешь дальше не читать.

А остальным предлагаю пройти виртуальный поиск по моим стопам.

№1. «Храм искусства»

Известная с начала 90-х киевская галерея, расположенная в мекке украинского арта - на Андреевском Спуске. Мне перезвонили примерно через месяц после отправки резюме и предложили прийти на собеседование. Последнее происходило непосредственно в одном из залов «храма искусства». Вялый и слега порозовевший владелец после ожидаемого вопроса про образование, представил себя агентом КГБ, и, с нарастающей скоростью вживаясь в роль, дотошно расспросил меня про увлечения, личную жизнь, место жительства, достаток, родителей и их родителей, их профессии, работы, причину развода (!) и т.д. Слегка растерянная я простилась с несостоявшимся Юнгом. Через пару месяцев меня удивил звонок ассистентки галереи, сообщившей о том, что я - единственная, кто прошел два тура отбора и с триумфом прохожу в третий – трехдневную стажировку в галерее. Приятная и милая девушка, в обязанности которой входит обучить меня обязанностям ассистента, офис-менеджера, секретаря, уборщицы, фотографа, ивент-менеджера и официанта, рассказала о том, что 400 $ перестали ее устраивать, и она собирается уходить. За время стажировки, владелец ни разу не порадовал нас своим визитом, и я самостоятельно приняла решение о начале трудовой деятельности. В первый рабочий, день, набравшись наглости, я осмелилась поинтересоваться у находящегося в несколько инертном состоянии шефа размером заработной платы. Шесть дней в неделю, с 10.30 до 19.30 + работа в фонде киевского коллекционера была оценена в 1600 грн, с возможностью роста через год. Вечером того же дня я позвонила своей знакомой и приняла ее предложение о работе офис-менеджером в одной из партий с оплатой 400$. Но, оказывается, я – весьма ценный кадр, поэтому в течение нескольких дней получила сообщение от уже экс-сотрудницы, сообщающей, что галерист идет на встречу, ломает свои принципы и готов платить... 1800 грн. Кстати, галерея до сих пор ищет работников. Кому интересно – поделюсь контактами.

Энди Уорохол на вечеринке в компании Сильвестра Сталлоне Энди Уорохол на вечеринке в компании Сильвестра Сталлоне

№2 «Рога и копыта»

Нанимать и увольнять работников через соцсети – тренд, который уже ни один сезон остается актуальным. Мне пришло письмо от известного в кругах киевской художественной тусовки арт-диллера. Его заинтересовали мои работы и рекомендации преподавателей. Кого искал? Молодых и перспективных работников, конечно. Созванилсь. Я честно ( тогда я еще не знала, что на собеседованиях все врут) сказала, что не работала в арт-менеджменте. Он уверил, что опыт – не главное, и спросил о желаемой ЗП. Я категорично заявила, что меньше чем, на 2500грн не соглашусь. На той стороне раздался смешок, деятель искусства обещал перезвонить. Через 15 минут его радостный голос сообщил, что вообще-то эта ставка предполагает 4000 грн, но на испытательном сроке (2 месяца) я буду получать 2500. На следующий день я с легким сердцем отправилась на работу, расположенную в центре Киева, радуясь открывающимся перспективам. Меня взяли сразу, по телефону. Дверь офиса никто не открыл. Я прождала минут 15 и набрала своего новоиспеченного шефа. Ответа не было. Через полчаса тоже, и через час его не последовало... Благо, на дворе стояло лето, я позвонила живущей рядом подруге и предложила посидеть в скверике. Часа через 3 после предполагаемого начала рабочего дня, сонный голос сообщил, что мой «босс» был на адски важной встрече и просит прийти через час - он собирается представить меня своей партнерше.

Энни Лейбовиц за работой Энни Лейбовиц за работой

Я думала, что моя бурная молодость позволила мне пообщаться с самыми разными типажами людей. Но даже собирательный образ зла не способен описать леди-босс, по совместительству вдову американского миллионера, с которой меня свела нелегкая судьба икусствоведа в поисках своего профессионального пристанища. Очень долго описывать хамство особого сегмента нуворишей, именующих себя «лакшери», достаточно заметить, что ее отношение к новоприбывшему сотруднику, напоминало мне боярыню, норовившую дать розог крепостной девке. Достаточно эпизода: после представления нас друг другу, она, не глядя на меня, раздраженно заметила: “У нас как-то много мух, чтобы к завтрашнему дню этот вопрос был решен, да?”. На следующий день мне опять не открыли в 10, предложив сходить в ближайшую кофейню на пару часов. После открытия же мне сообщили новые данные нашего творческого союза: испытательный срок немножечко удлинился и стал шестимесячным. Зарплата незначительно уменьшилась до 2000 грн. Наш союз распался.

Марина Абрамович за работой Марина Абрамович за работой

№ 3 “Лакшери форэва”

Совсем свежее предложение от бутика эксклюзивной детской одежды. Заинтересованы мной в связи с “моей вежливостью, тактичностью, умением общаться и опытом написания статей на фэшн-тематику”. Сулят официальное трудоустройство, достойную заработную плату (4600, как никак), дружный коллектив. Работать всего ничего: 22 дня в месяц, 5 дней в неделю с 10 до 22, без перерыва на обед и другие нужды, ношение еды с собой не приветствуется, так как запах плебейской еды может отпугнуть ранимое обоняние посетителей. Работодатели уверенны, что отдыхать от такой райской работы можно только 2 недели в году. Каждые 3 месяца экзамены перед компетентной комиссией. Если кому-то взбредет украсть детскую шапочку D&G, несколько моих зарплат покроют убыток. Охранников у бутика нет, “пищалок»-  тоже. Вот оно – счастье, товарищи! Просто вбейте в поиске вакансий заветные слова: «консультант, бутик, эксклюзив».

Подводя итоги, хочется посоветовать молодым специалистам, не имеющим опыта работы, не слишком идеализировать украинский рынок труда. И тем, кто мечтает работать "в искусстве", тоже - не путать это со сценариями  из западного кино. Все намного прозаичнее. Если хочешь - терпи. Если можешь - работай за копейки и начинай путь с того самого пресловутого бедного художника. Но, будь добра, в любом случае - вырабатывай характер.

Комментарии

Показать комментарии Скрыть комментарии